В 2011—2012 лингвисты из Санкт-Петербургского государственного университета и Института русского языка Российской академии наук, а также большая группа специалистов разных отраслей знания из Санкт-Петербургского государственного университета провела масштабные работы по ревизии имеющихся языковых словарей и отраслевых справочников с точки зрения соответствия их содержания тем требованиям, которые предъявляются к русским текстам, соответствующим Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации».

В ходе этой работы были сформулированы теоретические подходы, созданы методики оценки словарных и справочных изданий, другие инструктивные материалы. В результате был разработан ряд документов, обосновывающий полученные результаты:

  1. Концептуальные подходы к проведению экспертизы отраслевых словарей и справочников по наиболее актуальным с точки зрения функционирования русского языка как государственного областям знаний: юриспруденция, экономика, финансы, медицина, география, политология, социология, менеджмент, реклама, военное дело и др.
  2. Инструктивные материалы экспертной оценки отраслевых словарей и справочных изданий с точки зрения функционирования русского языка как государственного языка РФ.
  3. Комплексная форма экспертных заключений по отраслевым словарям и справочникам, инструктивные материалы ее заполнению.
  4. Критерии формирования группы экспертов для проведения экспертизы отраслевых словарей и справочников.
  5. Критерии отбора отраслевых словарей и справочников для экспертной оценки. Список отобранных источников.
  6. Комплект экспертных заключений по отраслевым словарям и справочникам.
  7. Перечень отраслевых словарей и справочников, рекомендованных в качестве ресурсов научно-информационного обеспечения функционирования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».
  8. Концептуальные подходы к проведению экспертизы школьных словарей и справочников по русскому языку.
  9. Инструктивные материалы по заполнению формы экспертных заключений по школьным словарям и справочникам по русскому языку. Форма экспертных заключений для школьных словарей и справочников по русскому языку.
  10. Критерии формирования группы экспертов для проведения экспертизы школьных словарей и справочников по русскому языку.
  11. Критерии отбора школьных словарей и справочников по русскому языку для экспертной оценки.
  12. Список отобранных лексикографических изданий для школьников.
  13. Комплект экспертных заключений школьным словарям и справочникам по русскому языку.
  14. Перечень школьных словарей и справочников, рекомендованных в качестве ресурсов научно-информационного обеспечения функционирования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»
  15. Анализ фактических и возможных форм социального бытования отобранных лингвистических ресурсов в связи с их востребованностью различными группами современного российского общества.
  16. Рекомендации по оптимальному использованию каждого из успешно прошедших экспертизу источников в качестве ресурсов научно-информационного обеспечения функционирования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

Новый «региональный» статус бывших мировых языков приходится трактовать как явный признак сокращения их культурной и научной значимости. В целях предотвращения дальнейшего снижения статуса и роли русского языка в мире следует активно развивать и совершенствовать национальное языковое строительство. Для этого необходимо добиваться того, чтобы тексты, содержащие мировые достижения научной мысли в гуманитарных, социально-политических, экономических исследованиях, лучшие художественные произведения и т.п., были представлены на русском языке.