Современный русский литературный язык как один из наиболее универсальных языков мира с точки зрения внешних, лексико-грамматических форм его репрезентации представляет собой развитую, вполне самодостаточную систему. Он обладает устойчивостью исторического развития, необходимой степенью структурно-понятийной сложности, богатством смысловой структуры, нормированностью письменной и устной формы, всесторонней кодификацией правил словоупотребления, наличием универсального корпуса оригинальных текстов, в котором русский язык реализован во всех его функциональных разновидностях и социальных функциях. С помощью русского языка абсолютно любую мысль можно выразить несколькими способами и закрепить ее в сознании слушателя с различной степенью точности, подробности и достоверности. В этом смысле русский язык имеет заслуженно высокую репутацию как в стране, так и в мире.
Представления же о русском языке как государственном языке Российской Федерации можно трактовать в двух равноправных и взаимодополняющих аспектах.
Во-первых, статус государственного языка законодательно отличает его от языков других коренных народов России. Понимание исключительной роли русского языка в жизни нашей страны соответствует первому пункту статьи 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» (№ 53-ФЗ от 1 июня 2005 г.), в котором сказано, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык». Важным историческим преимуществом русского языка является то, что на нем выражены и зафиксированы в обширном корпусе текстов (оригинальных и переводных) все важнейшие знания о мире и обществе.
Во-вторых, статус государственного языка, понимаемый как практическая, социальная функция, требует специального описания норм, порядка и правил использования той части русского литературного языка, которая используется органами государственной власти и управления в качестве языка законов и постановлений, языка официального общения. Такое понимание русского языка соответствует содержанию статьи 3 Федерального закона о языке, где охарактеризованы его функциональные свойства Так, в пункте 1 этой статьи сказано, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию «в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства», а пункт 4 обязывает использовать русский язык «в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации» и т. п.
Круг теоретических вопросов, обсуждаемых в связи с проблематикой функционирования русского языка в качестве государственного, обычно исчерпывается прямыми следствиями из констатации того, что грамматический и лексический репертуар языковых средств, используемых для решения государственных задач и реализации государственных интересов, должен быть понятен любому грамотному носителю русского языка и, следовательно, должен соответствовать нормам общелитературного языка. Однако представление об обязательной нормативности языковых средств, используемых в социально-политическом, национально-культурном, официально-деловом, юридическом дискурсе, не может ограничиваться лишь общими требованиями соблюдения орфоэпических, орфографических, пунктуационных или стилистических норм употребления слова.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации нуждается в целенаправленном укреплении и развитии. Ведь государственный статус в законодательной форме им обретен лишь с принятием Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-I «О языках народов Российской Федерации». Именно тогда состоялось официальное признание русского языка в качестве государственного. Позже законодательные нормы, утверждающие государственный статус русского языка в Российской Федерации, были закреплены в Конституции РФ 1993 года и в Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» от 1.06.2005 № 53-ФЗ.
Принятые законодательные нормы позволяют определить порядок формирования, развития и регулирования языковых средств современного русского литературного языка, употребляемых в государственном языке. Для этого предстоит провести научно-исследовательские работы по уточнению декларативных норм и процедурных правил использования языка, исследовать и описать когнитивные свойства языкового аппарата, провести полную инвентаризацию и создать достоверное описание языковых средств, используемых в функции государственного языка. Отдельной проблемой, которая требует специальной регламентации, является проблема контроля, поддержания и укрепления статуса той части русского литературного языка, которая используется в качестве государственного языка Российской Федерации.
Языковая ситуация, сложившаяся в России, диктует необходимость подробной нормативной регламентации отдельных систем языка. Учитывая ряд специфических для России факторов (многонациональный, многоязычный и многоконфессиональный состав населения, возрастание миграционных потоков, связанных с различиями в экономическом развитии регионов, наличие в национальных республиках вторых официальных языков и др.), проблемы изучения, поддержания и развития норм литературного языка входят в круг задач, которые необходимо решать в аспекте употребления языка в функции государственного, но не исчерпываются ими. Проблематика, обусловленная реализацией государственного статуса языка, выходит далеко за рамки сугубо нормативного использования языковых средств и тесно связана с целями государственного языкового строительства. Решения, принимаемые в этой сфере, должны обеспечивать надежное информационное сохранение и преемственный рост социально-нравственных ценностей, вырабатываемых в недрах не только национальной жизни, но и в культурах других народов России, способствовать закреплению и освоению научных знаний, добытых усилиями граждан России и представителями других стран. Российское государство, граждане которого говорят на одном из мировых языков, должно быть заинтересовано в развитии и совершенствовании тех языковых инструментов, которые используются в речевой деятельности, продвигающей национальные гуманитарные ценности. Можно утверждать, что функции русского языка как государственного реализуются в речевой деятельности, закрепляющей и развивающей знания о нравственных началах общественной жизни в России, традиционных моральных ценностях и нормах. К ним относятся уважение свободы личности; восприятие потребности в освоении социокультурного наследия; внимательное отношение к вере, языку, традициям и обычаям предков; приоритет укрепления общественной справедливости, блага, добра, гуманности и т. д.; терпимость к иной точке зрения, уважение религиозных конфессий, морального выбора личности и др.
В целях поддержания национального суверенитета в сфере международного информационного обмена государство должно активно развивать практику публичной речевой деятельности на русском языке. До последнего времени русский язык выступал в качестве удобного и полноправного канала связи с иноязычными партнерами. Однако теперь, когда информационные технологии используют латинский алфавит и англоязычную лексику, в качестве рабочего языка научных конференций используется английский, международные переговоры часто ведутся с обеих сторон без переводчика на английском языке, престиж других официально признанных мировых языков падает. Соответственно, языковой и культурный суверенитет стран, говорящих на других языках, подвергается существенному ограничению.
Новый «региональный» статус бывших мировых языков приходится трактовать как явный признак сокращения их культурной и научной значимости. В целях предотвращения дальнейшего снижения статуса и роли русского языка в мире следует активно развивать и совершенствовать национальное языковое строительство. Для этого необходимо добиваться того, чтобы тексты, содержащие мировые достижения научной мысли в гуманитарных, социально-политических, экономических исследованиях, лучшие художественные произведения и т. п., были представлены на русском языке.